Требования к тендеру в Украине
Для того, чтобы воспользоваться услуги адвоката по сопровождению и обжалованию тендеров, нажмите выбранный вариант месенджера или воспользуйтесь номером телефона указанным на сайте.
С целью стимулирования добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и использования бюджетных средств с 2016 года в Украине действует открытая система публичных закупок. Она заключается в том, что организаторы торгов (органы власти, местное самоуправление, юридические лица государственной и коммунальной форм собственности, а также отдельные предприятия стратегических отраслей экономики – энергетики, водоснабжения, транспорта, связи) должны заранее публиковать в открытом доступе на авторизованных площадках Prozorro объявления о намерении приобрести товары, заказать работы или услуги для общественных нужд.
Поэтому представители бизнеса, работающие в определенной нише и соответствуют указанным в тендерной документации критериям, имеют право предоставлять свои предложения: как, когда, за какую сумму и на каких условиях они готовы обеспечить эти потребности. По результатам рассмотрения среди заявок избирается победитель, после чего заказчик заключает с ним соответствующий хозяйственный договор.
В зависимости от запланированной суммы расходов, публичные закупки могут проводиться в форме:
- добровольных торгов или сотрудничества напрямую с исполнителем, с обязательным последующим размещением отчета в системе «Прозорро» – до 50 тыс. грн .;
- упрощенных закупок – более 50 тыс. грн .;
- конкурентных закупок (тендеров) – от 200 тыс. грн. для услуг и товаров, от 1500000. грн. для работ.
Последние делятся на:
- открытые торги на общих основаниях;
торги с ограниченным участием – подавать предложения могут только субъекты хозяйствования, соответствующие квалификационным требованиям; - конкурентные диалоги – предусмотрены для предметов, по которым невозможно установить четкие характеристики: научных исследований, юридических услуг, создание программного обеспечения и т.д.;
- переговорные процедуры – осуществляются в исключительных случаях согласно ст.40 Закона №922-VIII, а именно: если торги дважды отменялись из-за отсутствия заявок, конкуренция в отрасли отсутствует по техническим причинам, когда это необходимо для немедленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в случае покупки газа или электроэнергии у поставщика последней надежды и др.
- Требования в публичных закупках
- Как подать требование на тендер?
- Сроки рассмотрения требований
- Обжалование тендера
- Юридическое сопровождение тендеров
Требования в публичных закупках
При оформлении тендерной документации заказчики обязаны:
- соблюдать нормы действующего законодательства;
- не допускать противоправной дискриминации участников на всех этапах конкурса;
- создавать равные условия для субъектов хозяйствования (резидентов и нерезидентов)
- обеспечивать прозрачный, беспристрастный и объективный выбор победителя;
- предотвращать коррупционным рискам и избегать возможностей для злоупотреблений.
Заметив определенные несоответствия, участники могут защищать свои права следующими способами:
1) обращаться за разъяснениями;
2) представлять требования об устранении нарушений;
3) обжаловать тендерную документацию, решения / действия / бездействие организатора закупки в постоянную коллегию Антимонопольного комитета;
4) обращаться в суд в случае несогласия с результатами рассмотрения жалобы и / или после заключения договора с победителем;
5) направлять заявления в правоохранительные органы при обнаружении признаков коррупционных преступлений, мошенничества, фальсификации документов, других уголовно наказуемых деяний.
Как подать требование на тендер?
С момента размещения в системе «Прозорро» объявления и приложенные к нему материалы (условия отбора, критерии оценки, техническая спецификация, проект договора) являются открытыми для всех пользователей. При этом в каждой публикации отмечается календарный план, в котором указывается период уточнений. До даты его завершения заинтересованные лица имеют право:
– прислать запрос о предоставлении разъяснений (например, чтобы узнать причины внесения тех или иных пунктов, получить более подробную характеристику нужных товаров или услуг, и т.п.);
– предъявить требование об устранении незаконных или дискриминационных положений путем их исправления или исключение из тендерной документации.
Чтобы подать обращение, нужно войти на соответствующую интернет-площадку под собственным логином и паролем (можно с правами «гость»), на странице соответствующей закупки перейти во вкладку «обсуждения» (для вопросов), или во вкладку «требования / жалобы», заполнить специальное поле и опубликовать сообщение.
Форма и содержание таких обращений законодательством не регулируется, поэтому их можно составлять в произвольном порядке. Однако, во избежание недоразумений и сохранения времени, стоит сразу добавить ссылки на конкретные статьи нормативных актов, которые были нарушены заказчиком, изложить факты, свидетельствующие об ограничении конкуренции, аргументировать свои выводы.
Сроки рассмотрения требований
В отличие от жалоб в АМКУ, которые являются платными, и подаются исключительно на тендеры и только участниками, требования доступны для всех, бесплатные и распространяются также на процедуры упрощенных закупок. Рассматривать и давать ответы на них обязаны уполномоченное лицо или представитель тендерного комитета Заказчика (в соответствии с изменениями, принятыми в 2020 году, комитеты смогут работать только в 1 января 2022).
По ст.14 Закона, период уточнений по упрощенным закупках составляет не менее 3 рабочих дней. Разъяснение / решение о принятии или отклонении требований должны быть обнародованы организатором в течение 1 дня с момента их регистрации в системе. Если в объявлении или конкурсную документацию вносятся изменения, срок подачи заявок продолжается минимум на 2 дня.
Порядок обращения за разъяснениями или с требованиями конкурентных закупок (тендеров) регулируется ст.24 Закона. Этой нормой предусмотрены следующие сроки:
- представление вопросов / требований – не позднее, чем за 10 дней до конца приема предложений;
- рассмотрение и публикация разъяснений / новой редакции документов – на протяжении 3 дней;
- после внесения изменений в документацию принятия ставок продолжается до 7 дней.
Игнорирование запросов или требований, а также нарушение установленных сроков автоматически останавливает течение закупки до момента обнародования ответа. В то же время за такое бездействие уполномоченное лицо Заказчика может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 1700 грн., Повторно – 3400 грн. (Ст.164-14 КоАП).
Обжалование тендера
Если участник публичной закупки не согласен с решением организатора, или же пропустил период уточнений, он может подать в коллегию АМКУ жалобу:
- Не позднее, чем за 4 рабочих дня до конца принятия предложений:
- положений документации;
- на отказ устранять нарушения;
- разъяснения или условия, которые ограничивают конкуренцию.
Изменения по инициативе заказчика разрешается обжаловать и по истечении этого периода.
- В течение 10 рабочих дней с момента, когда субъект хозяйствования мог узнать о нарушении его прав, но к моменту заключения договора с победителем:
- на незаконное отклонение предложения;
- на результаты оценки.
- В течение 5 дней после размещения протокола о рассмотрении предложений –
- если цена предмета торгов превысила 133 000 евро для товаров / услуг или 5150000 евро для работ.
Время рассмотрения жалоб составляет 10 (в исключительных случаях – до 20) дней с момента их регистрации. Решение принимается на открытом заседании, участие в котором могут принимать все заинтересованные лица. Если требования участника будут удовлетворены, ему возвращают денежный взнос, а Заказчик обязан выполнить предписание коллегии в 30-дневный срок. Такой же период предоставляется сторонам для обжалования решения АМКУ, с которым они не согласны, в суде.
Юридическое сопровождение тендеров
Внедрение в Украине конкурентных торгов – важный шаг в развитии гражданского общества. Кроме возможности контролировать расходы бюджета, система Prozorro позволяет компаниям и отдельным предпринимателям участвовать в обеспечении потребностей государства, местного самоуправления, территориальных общин, казенных и коммунальных предприятий, организаций, учреждений. Это один из действенных механизмов оценки способности конкурентов, расширение рынка сбыта, поиска надежных контрагентов.
Правовое регулирование данной сферы только формируется, а на практике все еще возникают коллизии и пробелы. С учетом многочисленных замечаний, в 2020 году в Закон «О публичных закупках» было внесено много изменений по проведению конкурсных процедур, механизмов урегулирования конфликтов, совершенствование работы электронной системы, устранение коррупционных рисков.
Чтобы получить шанс на победу в тендере, участник должен не только предложить выгодные условия сотрудничества, но и соблюсти все требования закона и формальностей, установленных Заказчиком. Именно поэтому лучше всего поручить ведение этих дел квалифицированному специалисту. Обладая необходимыми знаниями и опытом, юрист по тендерам сможет профессионально предоставить комплексную помощь в данном направлении, а именно:
- детально проанализировать тендерную документацию на соответствие законодательству;
- обратиться за разъяснениями и / или подать требование об устранении нарушений;
- составить аргументированный жалобу в АМКУ, собрать подтверждающие документы;
- проверить правильность заполнения конкурсной предложения;
- проконсультировать по вопросам, связанным с электронными торгами.
Эти и другие услуги в сфере тендерных закупок Вы можете получить, обратившись в юридическую компанию «Турий и Партнеры» по телефону, указанному на сайте.
https://turii.com.ua/ru/publications/trebovaniya-k-tenderu-v-ukraine/